ЭРА́ЗМ РОТТЕРДА́МСКИЙ

Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) (28.10.1469, Гауда, близ Роттердама – 12.7.1536, Базель), нидерл. учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, крупнейший представитель Северного Возрождения. Писал на латыни. Внебрачный сын священника. Обучался в Гауде, Хертогенбосе, Девентере, где воспитывался в школе «Братья общей жизни». В 1485 осиротел, удалился в мон. Стейн, в 1492 принял постриг; покинул мона- стырь в 1493. Закончил образование в Сорбонне (1499). Сформировался под влиянием гу- манистич. философии (преим. Л. Валлы и М. Фичино), нем. и нидерл. мистиков и духовного течения Devotio moderna; в 1506 получил степень д-ра теологии в Туринском ун-те. Много путешествовал по Европе, жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии; преподавал (в т. ч. др.-греч. яз. в Кембридже); во время пребывания в Англии сблизился с кружком «оксфордских реформаторов» (Дж. Колет, Т. Мор и др.), призывав- ших к науч. анализу текстов Священного Писания.
В 13 лет обратился к поэтич. творчеству; всего создал 136 стихотворений (полн. рус. пер. 1983), ставших ярким образцом неолатинской лит-ры. Наиболее известны сати- рич. сочинения Э. Р. – отмеченные большим стилистич. мастерством кн. «Похвала Глупо- сти» («Moriae encomium sive Stultitiælaus», 1509, изд. в 1511 в Париже с посвящением Мо- ру; сокр. рус. пер. 1789; полн. рус. пер. 1902) – описание окружающего мира с точки зре- ния Глупости, и сб-к диалогов на разл. темы «Разговоры запросто» («Colloquia familiaria», 1519–35, ряд фрагментов перевёл М. В. Ломоносов; полн. рус. пер. 1969), в которых ут- верждается идея противоречивости сущего и относительности человеческих представле- ний об истине и мире. Активно способствовал возвращению интереса к античному куль- турному наследию. Популярность снискал составленный Э. Р. сб. «Пословицы» («Adagia», 1500, изначально 800 пословиц; св. 60 прижизненных переизданий; в изд. 1536 – 4151 по- словица), содержащий разнообразные мудрые изречения античных авторов. Издавал сочи- нения Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Теренция и др., выполнил лат. переводы произведе- ний Еврипида, Ксенофонта, Исократа и др.; переводил и издавал сочинения отцов Церкви, в т. ч. Оригена; осуществил первопечатное издание греч. текста Нового Завета (с коммен- тариями, 1517) и его лат. перевод (изд. в 1519), оказав большое влияние на последующие переводы Библии на нар. языки.
Э. Р. – глава т. н. христианского гуманизма, стремившегося сочетать традиции ан-
тичной культуры и раннего христианства. При этом проблемы догматич. богословия (Со- творение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся им как не имею- щие жизненного значения и принципиально неразрешимые. Э. Р. отвергал культ реликвий и обрядность, критиковал католич. Церковь, отстаивая принцип свободы воли и во многом предвосхитив протестантизм. Реформацию не принял, выступив против М. Лютера с его доктриной о предопределении. Свои антропологич. и теологич. воззрения изложил в сочи- нениях: «Оружие христианского воина» (также известно как «Энхиридион» – «Enchiridion militis Christiani», 1503, рус. пер. 1986), «О свободе воли» («De libero arbitrio», 1524, рус. пер. 1986) и др.
Ряд трудов Э. Р. посвящён проблеме воспитания, которое он считал определяющим фактором дальнейшей жизни человека: «Воспитание христианского государя» («Institutio principis Christiani», 1515, рус. пер. 2001), «Книга о приличии детских нравов» («De civilitate morum puerilium», 1530, в рус. переложении Епифания Славинецкого – «Граждан- ство обычаев детских», 1660-е гг.) и др.
Автор трактатов по риторике и грамматике: «О двойном изобилии слов и предме- тов» («De duplici copia verborum ac rerum», 1511, сокр. рус. пер. 2016), «Язык, или Об употреблении языка на благо и во вред» («Lingua, sive, de linguae usu atque abusu liber utilissimus», 1525) и др. Широкий резонанс имел направленный против П. Бембо сатирич. диалог «Цицеронианец» («Ciceronianus», 1528), высмеивавший рабское подражание ан- тичному стилю. Наследие Э. Р. включает также обширную переписку. Творчество Э. Р. оказало большое воздействие на зап.-европ. культуру (в т. ч. У. Шекспира, Ф. Рабле, М. де Сервантеса, М. Монтеня, Б. Паскаля); по своему духу оно во многом предвосхитило культуру Просвещения.

Большая Российская энциклопедия: [в 35 т.]/ Науч.-ред. совет: Ю.С. Осипов (пред.) [и др.]; Отв. ред. С. Л. Кравец; Рос. акад. наук. — М.: Большая Рос. энцикл., 2005.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Просвещение и прогресс

0
Комментарии: 0Публикации: 225Регистрация: 15-08-2021