Экзистенциали́зм

(от позднелатинского Exsistentia — существование) или философия существования, иррационалистического направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914—1918 годов в России (Лев Шестов, Николай Александрович Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939—1945 годов во Франции (Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Морис Мерло-Понти, Альбер Камю, Симона Де Бовуар). В 40—50-х годах Экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах; в 60-е годы также и в США. Представители этого направления в Италии — Энрико Кастелли, Никола Аббаньяно, Энцо Пачи; в Испании к нему был близок Хосе Ортега-и-Гассет; в США идеи Экзистенциализма популяризируют Уильям Лоури, Уильям Баррет, Джеймс Эди. К Экзистенциализму близки религиозно-философского направления: французский персонализм (Эмманюэль Мунье, Морис Недонсель, Жан Лакруа) и диалектическая теология (Карл Барт, Пауль Тиллих, Рудольф Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Блез Паскаля, Сёрен Кьеркегора, Мигеля де Унамуно, Фёдора Михайловича Достоевского и Фридриха Ницше. На Экзистенциализм оказали влияние Философия жизни и Феноменология Эдмунда Гуссерля. 

Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, Экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое Существование, или экзистенция (которая, согласно Экзистенциализму, непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Для описания её структуры многие представители Экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность. Экзистенция «открыта», она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и других, которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и так далее. Поэтому именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа. 

Ссылка на источник (согласно статье 1274 ГК РФ указанный текст является цитированием опубликованного материала).

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Просвещение и прогресс

0
Комментарии: 0Публикации: 225Регистрация: 15-08-2021