Ризома

(от греческого Rhisoma — корень) — термин постструктурализма и постмодернизма, разработанный в книге Жиль Делёза и Феликс Гваттари «Ризома» (1974). Ризома представляет собой корневище, подземный стебель, запутанную корневую систему, состоящую из множества отростков и побегов, регулярно отмирающих и заново отрастающих, находящихся в состоянии постоянного обмена с окружающей средой. Ризома может быть рассмотрена как фрактальная структура, для которой высокая степень нерегулярности и фрагментированности воспроизводится в различных масштабах.
Метафора Ризома соединяет в себе два ряда представлений, соотносящихся с архетипической основой психики. С одной стороны, метафора Ризома генетически связана с образом мирового древа, традиционно символизирующего универсум, крона и ветви которого представляют земной мир, а корни соответствуют миру умерших, миру теней. Если основной метафорой традиционной теории познания выступала, прежде всего, видимая часть дерева, что предполагало наличие центрального ствола и отходящих от него боковых ветвей, то метафора Ризома, выражающая сложное взаимопереплетение отростков и побегов, не имеющих единого корня и способных служить корнями для бесконечного множества других отростков, отображает ситуацию в постмодернистской эпистемологии. Образ Ризомы, будучи противопоставленным видимому, сознательному, предполагает также соотнесение со сферой бессознательного.
С другой стороны, образ Ризома восходит к мифологическому образу лабиринта, который считается символом трудного и запутанного путешествия души в материальном мире. Лабиринт интерпретируют, прежде всего, как символ бессознательного, и описание блужданий героя в лабиринте означает исследование человеком области своего бессознательного. Итальянский теоретик постмодернизма У. Эко в своем произведении «Имя розы» также характеризовал Ризому как прообраз символического лабиринта, характерный для менталитета постмодернизма. Таким образом, Ризома, связанная с символами дерева и лабиринта, может пониматься как образ, обозначающий сферу бессознательного, сферу непроявленного знания.
Используя образ Ризомы Ж Делëз и Ф Гваттари попытались дать представление о взаимоотношении различий как о запутанной корневой системе, в которой неразличимы отдельные отростки, где могут образовываться поперечные связи между расходящимися линиями развития. Ризома порождает несистемные и неожиданные различия, неспособные четко противопоставляться друг другу по наличию или отсутствию какого-либо признака. Тем самым концепция различия, на котором основывался принцип бинаризма, теряет свое фундаментальное значение, которое оно имело в доктрине структурализма. Фигура Ризомы стала рассматриваться как эмблема художественной практики постмодернизма.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.

Ссылка на источник (согласно статье 1274 ГК РФ указанный текст является цитированием опубликованного материала).

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Просвещение и прогресс

0
Комментарии: 0Публикации: 225Регистрация: 15-08-2021